Игорь Изотов http://www.6000000.lodia.ru

 

 

Шестой миллион.

 

    Северная Венеция,  Пальмира,  культурная столица - так характеризуется Петербург, в прессе, на телевидении и в сознании большинства граждан нашей страны, и мира.

    Да, безусловно, Питер замечательный город с бурным историческим прошлым и мощным культурным настоящим. Однако населён он не только певцами, художниками и писателями.

     По официальной статистике незарегистрированных работающих граждан на территории Питера 500 тысяч человек. Но, скорее всего, цифра эта значительно преуменьшена, попробуйте вспомнить круг своих знакомых, коллег по работе, сколько среди них приезжих? В некоторых отраслях их доля превысит 50%. Для большинства этих людей Петербург не был и никогда не станет родным городом, хотя бы по той причине, что зарплата не позволит им делать сбережения и купить жильё.

 

Гастробайтеры.

 

    Лишняя буква в этом слове приводит к резкому изменению его значения. Буквальный перевод слова гастарбайтер  - поездкоработник (приехавший на заработки). Так можно назвать человека, приехавшего на работу по приглашению или на конкретное рабочее место. Приехавший же просто так, в поисках лучшей жизни,  скорее всего сначала становиться гастробайтером - пищеработником,  зарабатывающим только на пропитание. Многие этот период не переживают и уезжают обратно в свой «Мухозасиженск» ни с чем.

    Зато те,  кто остаётся, и преодолевает трудности всё-таки открывают для себя возможности города, хотя это не так-то просто,  как кажется на первый взгляд.  Провинциал делает для себя множество интересных открытий.

 

Адаптация.

 

    Квалификация. При устройстве на работу выясняется, что ваш уровень  квалификации ниже, чем вы предполагали. Это у себя в провинции вы могли позволить себе пренебрегать мелочами в работе, а здесь такой номер не проходит.

    Культура. Вроде бы ведем себя как все, но местные всё равно каким-то непонятным образом догадываются, что Вы приезжий.

    Панибратство. Только наладили отношения с коллегами по работе, завели дружбу с начальством, рассчитываете на поддержку, но как только допустили промах, друзья тут же превращаются в открытых критиканов.  Здесь четко проведена граница между личной и общественной жизнью.

    Время и расстояние. Упустил 5 минут и весь день насмарку. У себя там сбегал бы домой за забытой вещью, а здесь на это уйдут часы.

    Квартира и одежда. Эти странные горожане одеваются во всё серое, носят с собой щеточки и губочки и выкладывают баснословные суммы за унитазы и межкомнатные двери. Дело в том, что сознание горожанина делит внешний мир как бы на две части, моя квартира и всё остальное, в этой квартире он рос, развивался, учился. Провинциал же не рассматривает квартиру, как что-то важное и эстетически-ценное, он в ней спит, моется, ест, одним словом «машина для жилья», его пространство не ограниченно обоями, а расширено двориком, ручейками, полями и лесами.

Провинциал не понимает, как можно расстраиваться из-за оторванного куска обоев, или из-за того, что цвет унитаза и кафеля в туалете не сочетаются, а пока он этого не поймет, он не сможет завести нужных знакомств.

      Какие только дифирамбы не воспевал профессор Преображенский своей собственной квартире: «Обедать в столовой, работать в кабинете, принимать в приёмной», но так и не удосужился объяснить Шарикову,  как пользоваться водопроводными кранами, считая при этом, что это должно было быть ясно всем, чуть ли не с рождения.

    Природа и дачники. Делать этим горожанам нечего, как только тратить выходные на двухчасовые тряски в электричках, для того чтобы покопаться на своих 6 сотках. Невдомёк провинциалу, как горожанин может радоваться тому, от чего он (провинциал) мечтает избавиться. Примером махрового провинциала является Дерсу Узала, который вышел в город с топором и стал рубить на дрова парковые деревья.

    Специализация. При поломке техники и в случае необходимости ремонта помещений провинциал вначале пытается сделать это сам, и если не удалось, зовёт мастера, горожанин вызывает мастера сразу же, предпочитая не лезть не в своё дело. Лично я, будучи махровым провинциалом 10 лет назад, не верил в то, что можно зарабатывать деньги, например, собирая мебель.

    Сенсорная недостаточность. Не стоит посмеиваться над провинциалом, когда он, разинув рот и, вращая головой,  идёт по Невскому, взирая на рекламные огни. Горожане примерно так же смотрятся в деревне,  когда восклицают: «Ах, какое небо голубое, какие звёзды! Какой цветочек-василёчек!» Не василечек это, а сорняк, выдрать его с корнем и в компостную кучу.

 

 

Мифы.

 

    Провинциалы неаккуратны и неряшливы.

Не совсем так. То, что для горожанина мусор, для провинциала нечто иное, в хозяйстве пригодиться. У провинциала есть просторный сарай, куда он может складывать всё своё барахло, в городской же квартире есть только маленькая кладовочка и антресоли, поэтому от старых объёмных предметов приходиться избавляться, вынося их сразу же на помойку .

    Как правило, дом и работа в малых городах расположены недалеко друг от друга, в нескольких минутах ходьбы,  поэтому нормальным считается идти по городу на работу уже в рабочей одежде, по Питеру он же так не пойдет.  Да и горожане не щеголяют на своих дачных участках в костюмах.

    Провинция спивается.

С чего это вы так решили? Попробуйте увидеть на улице провинциального города молодую женщину, на ходу прихлёбывающую джин-тоник из баночки, не увидите, а Питере хотя бы одна попадёт в поле зрения. Разница только в доходах. Питерский рабочий может пить пиво каждый день, и закусывать котлеткой с гарниром, а провинциал водку и не всегда, а когда есть деньги и закусывать куском черного хлеба с огурцом и луковицей, поэтому его организм быстрее изнашивается.

    Да, среди  провинциальной молодёжи действительно популярен такой вид активного отдыха - берётся водка, бутылка воды из-под крана, хлеб, лук, соль, солёные огурцы, и вся компания следует в подвал пятиэтажки. Но чем они отличаются от Питерской молодёжи? Вместо подвала клуб, вместо водки джин-тоник, вместо воды фанта или швепс.

     Что же касается «сизоносых», так они везде есть, посмотрите во двор, возможно, они там сейчас сидят.

    Горожане предвзято относятся к провинциалам. А вот это уже, дорогие мои провинциалы, камень в ваш огород. Никто к вам предвзято не относится, если вы будете хорошо и качественно выполнять свою работу, стремиться стать настоящим специалистом, а не мастером на все руки; видите ли, город уважает мастеров своего дела, специалистов (см. выше «специализация»), а с точки зрения города «умею делать всё понемногу»,  означает «не умею делать ничего». Да, провинциалы, у себя дома вы всё испробовали, паять, лудить, кастрюли чинить, но здесь надо делать что-то одно, но лучше, чем все.

 

 

 Понаехали, тут всякие!

 

Да, понаехали, и причём всякие, чёрные, белые, жёлтые, шатаются по центральным площадям, плюются, мусорят, а ещё строят, маршрутки водят, улицы подметают. А откуда они понаехали? Да из экологически чистых зон они понаехали, оттуда, где эту экологию девать уже некуда, сначала они ждали, с нетерпением ждали, чтобы кто-то пришёл и эту экологию им подпортил, предприятия построил, или хотя бы старые запустил, где в заводских трубах птички гнёзда свили, а в шпиндельных станках паучки на мух охотятся. И собрали провинциалы свои скромные пожитки и поехали в мегаполисы.
    И что получилось? Вместо товарных вагонов с продукцией катятся по железной дороге пассажирские,  с гастарбайтерами.